Супрематизм
Супрематизм – стиль изобразительного искусства, характерный для живописи первой трети ХХ века. Идейным вдохновителем, осиновым теоретиком и ярчайшим представителем супрематизма является Казимир Малевич, русский художник польского происхождения.
Согласно идее Малевича, супрематизм – высшая степень развития искусства, освобождения его от груза «внехудожетсвенного», выделение беспредметного как сущности любого вида искусства. Супрематичным Малевич считал первобытное искусство – наскальную живопись.
На футуристической выставке «Ноль – десять», прошедшей в 1915 году в Петрограде, Малевич выставил 39 своих полотен, в числе которых – знаменитый «Черный квадрат», а также «Черный крест», «Красный треугольник» и пр. Помимо этого, были выставлены полотна, выражающие в простых геометрических формах фигуры людей.
Конечно же, сводить супрематизм лишь к геометрическим абстракциям неправильно, хотя именно они составляют ядро и сущность техники этого направления. Подводя, таким образом, живопись к краю бытия, за которым искусства нет и быть не может. К слову, этот путь вполне реален, многие художники ХХ века, отказались от красок, холста и кистей, предпочтя другие методы и формы самовыражения.
Со временем супрематизм перестал быть экстремистски и эпатажным, обретя более спокойные черты. Его представители стали больше рассуждать в своих картинах, глубоко вникая в образы, передаваемые на своих холстах. Малевич определил три периода супрематизма – черный, цветной и белый.
В супрематизме построение формы не предполагает необходимости цвета или фигуры, решающую роль играет энергетика, прослеживается космизм. Художник ощущает энергетику предметов и образов, стремится работать с формой и цветом в рамках законов экономии. К слову, именно осознание художниками экономии, как чего то более существенного, выступает в картинах супрематистов пятым измерением, вынося произведения за пределы привычного пространства. Квинтэссенцией экономии является именно черный квадрат.